Пленарную сессию открыл глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, который поприветствовал участников и гостей Дальневосточной Кинопремиии рассказал о ключевых факторах развития киноиндустрии региона: «Перспективы для развития кинематографа дает, в первую очередь, наша природа, наши люди, наша уникальная культура Республики Бурятия. У нас киноиндустрия развивается, креативная индустрия развивается. В части кино в Центре креативных индустрий на сегодня создается отдельная локация, отдельный павильон, где ориентация только на кино- и видеопроизводство. У нас открыта школа креативных индустрий, где осуществляется подготовка звукорежиссеров, подготовка фото- видеооператоров. Наши кинокомпании, наши предприниматели сегодня производят фильмы, которые уходят в федеральный прокат. Мы будем это направление поддерживать, поскольку это не только рабочие места в сфере кинопроизводства, но это еще и «брендирование территории» – Бурятию нашу будут лучше узнавать. Мы за развитие кино, все, что нужно для его развития, мы будем делать».
«С точки зрения экономики – мы выполняем задачу, поставленную Президентом, о достижении к 2030 году доли креативной экономики в ВВП России до 6%. В настоящее время Правительством разрабатывается Стратегия развития креативной экономики. Но в то же время, креативные индустрии – это про ценности, которые зачастую важнее цифр. В частности, кино закладывает нормы поведения, взгляды, моральные принципы для будущих поколений. По этим двум показателям и нужно оценивать эффективность развития киноиндустрии», – сказал Костеев.
«Наша премия — это не только церемония награждения, это системный инструмент развития индустрии. В этом году мы впервые ввели номинации для короткометражного и анимационного кино и надеемся, что в дальнейшем будем увеличивать количество номинаций для того, чтобы охватить все виды контента, которые создаются на Дальнем Востоке, и отметить всех специалистов, работающих над ним. Для нас важно повышать именно практическую значимость кинопремии, превращая ее не только в смотр достижений, но и в эффективную площадку для запуска новых проектов. Дальневосточная Кинопремия – это платформа для диалога между властью, киносообществом и бизнесом. Наша цель – услышать друг друга и наметить конкретные шаги по превращению колоссального кинопотенциала Дальнего Востока в устойчивую экосистему полного цикла», – подчеркнул Абрютин.
«Главный потенциал развития любой индустрии – кадры. Сегодня на Дальнем Востоке почти 4000 человек профессионально занимаются кинематографом. И эта цифра постоянно растет. Одна из приоритетных задач – создать в регионе условия для развития востребованных компетенций. Открыты филиалы ведущих творческих вузов, профессиональные колледжи, и в сентябре первые 150 студентов начали обучение. В 8 регионах работают школы креативных индустрий, запускаются современные творческие мастерские. Кроме того, в ДФО действуют 8 кинокомиссий – их работу сложно переоценить. Именно на них опираются компании-кинопроизводители. Учреждена Дальневосточная Кинопремия. В этом году впервые запущен грантовый конкурс Фонда кино, по которому ежегодно выделяется 200 млн рублей. Строятся креативные кластеры – в Улан-Удэ, Владивостоке, Благовещенке и Петропавловске-Камчатском. Первый из них – «Квартал труда» в Якутске – резидент ТОР, уже создает качественный продукт в отрасли кино. Минвостокразвития и КРДВ продолжат оказывать максимальную поддержку кинематографу для привлечения федеральных мер поддержки на Дальний Восток», – отметил исполнительный директор по социальному развитию Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики Гасан Гасанбалаев.
«Я начинал свою работу в кинотеатре, и когда мы увидели, как якутские зрители очень хотят смотреть местное кино и даже в морозы стоят на улице, чтобы попасть в зал, мы решили, что нужно массово популяризировать местное кино. Сейчас якутские картины, которые имеют роспись меньше, чем масштабные столичные ленты, зачастую показывают лучшую наработку на копию. Один из недавних примеров – фильм «Карина», основанный на реальных событиях, когда маленькая девочка заплутала в тайге, и вся республика очень переживала за ее судьбу, а когда девочка абсолютно невредимая выбралась через 11 дней с собакой, которая ее оберегала, все очень радовались. Эта история объединила людей, а фильм, снятый по ней, стал настоящим кассовым хитом. И я уверен, что в каждом регионе есть такая же объединяющая история», – отметил Сергеев.
«Когда мы во Владивостоке снимали фильм «Нахимовцы», то обратили внимание на корабль под названием Алдар Цыденжалов, и решили узнать о судьбе этого человека, который в детстве не видел моря, но захотел стать моряком, и в итоге совершил настоящий подвиг, спас от гибели военный корабль и экипаж в составе 348 человек. Мы снимали фильм в том числе в родном селе Алдара, которое было частью Бурятского автономного округа, а теперь входит в состав Забайкальского края. На Дальнем Востоке фильм приняли очень хорошо, но, к сожалению, по всей стране он собрал чуть больше 70 млн рублей и не был поддержан достойной рекламой на центральных каналах. Так что пока остаются проблемы и с продвижением таких картин на федеральном уровне, и с кадрами, техникой на местах. Надеюсь, развитие существующих кинокомиссий и появление новых позволят общими усилиями преодолеть все сложности», – сказал Рязанцев.
С трудностями производства столкнулся и режиссер сериала «Челюскин. Первые» Степан Коршунов: «Когда хочешь работать в отдаленных регионах нашей страны, то пока неизбежно сталкиваешься со сложностями логистики. Мы хотели сделать гораздо больше эпизодов на живописной природе, но не могли себе позволить вывозить большие съемочные группы, а в самих регионах просто не хватало и транспортной базы, и техники, и кадров. Так что, когда речь заходит о сложнопостановочных проектах, тут без разносторонней региональной поддержки не обойтись».
«Сейчас в Ассоциации представлено 18 регионов. На Дальнем Востокеточки роста находятся в Хабаровске, где появилась молодая студия, которая как раз хочет стать дальневосточным анимационным хабом, и в Якутии, где кинематографисты и правительство занимаются не только вопросами производства, но и трансляции контента на местных телеканалах. Бурятских компаний пока нет среди членов Ассоциации, но, мне кажется, у республики есть огромный потенциал для этого, особенно с учетом того, что не так давно появился фестиваль «Хрустальный нерпенок». Появление фестиваля, а теперь и проведение здесь кинопремии – первый знак правильного формирования индустрии», – уверена Мастусова.
«Мы хотим здесь жить и работать, у нас есть огромный потенциал для роста и успехи наших местных кинематографистов, которые выигрывают разные конкурсы и гранты. Сейчас в Бурятии работает семь кинокомпаний в самых разных областях – это и полнометражное игровое кино, и документалистика, и анимация. И я уверена, что нам есть куда развиваться», – подчеркнула Подпругина-Замалиева.
«Наша компания ведет разноплановую деятельность в сфере кино и взаимодействия между Россией и Китаем – это дистрибуция кинотеатрального и онлайн-контента и проведение совместных секций в рамках фестивалей и форумов. Сейчас мы занимаемся созданием документального кино на историческую тему Советско-японской войны 1945 года. И мне кажется, что документальное кино способно в этом смысле стать отправной точкой для создания игровых лент», – отметил Степанов.
Интерес к общим темам, в том числе историческим, вместе с прекрасными локациями, которые увидели кинематографистына Дальнем Востоке, способно объединить усилия двух стран, считает Жэнь Сыцзя: «У нас есть большие надежды и большие перспективы в создании совместного контента, который будет интересен и российским, и китайским зрителям».